RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Kраеведческий музей

Адрес:ул. Ленина д.27
Телефон:5-17-80
Директор:Ирина Сергеевна
Часы работы:8:00-13:00 и 14:00-17:00
Выходные:воскресенье, понедельник
Входной билет:взрослые - 50 руб., школьники - 20 руб.
Экскурсии:взрослые - 200 руб., школьники и студенты - 100 руб.
Видеосъемка и фотосъемка:личной аппаратурой - 100 руб., аппаратурой музея - 200 руб.

Историко-краеведческий музей в Кадоме основан в 1989 году по инициативе учителя краеведа Дмитрия Ивановича Батманова и утвержден решением Кадомского райисполкома.

Энтузиасты музейного дела Е.С.Тепловодская, Н.Н.Цедилин, С.М.Волков, Н.С.Анисимова, В.А.Листратова и многие другие активно проводили работу среди населения по сбору экспонатов. В настоящее время в музее насчитывается более десяти тысяч экспонатов и архивных дел, писем, документов и фотодокументов, размещенных в трех залах. Ведущей темой в работе музея является изучение и показ многовековой (около 800 лет) истории Кадома и уезда, а также пропаганда исторических и культурных ценностей края.

Особое место в работе музея занимает тема изучения и увековечения участия кадомчан в Великой Отечественной войне. На выставке, посвященной этой теме, много фотодокументов и подлинных документов: письма с фронта, благодарности командиров за особые заслуги кадомчан, все виды поощрений и наград (от газетной грамоты до медалей и орденов), документы о погибших и пропавших без вести, обмундирование, одежда, погоны, личные вещи и т.д. Эта экспозиция является Дополнением к мемориалу погибшим воинам-землякам, установленному в парке «Дружба» на берегу реки Мокша.

Свой неоценимый вклад в дело Победы внесла большая группа девушек-кадомчанок, большинство из которых добровольно надело солдатские шинели. Связь и артиллерия, противовоздушная оборона, радио и телеграф, радиолокация, автотранспорт, обслуживание аэродромов, санитары и врачи - все это можно увидеть в экспозиции, им посвященной. На стенде они молодые и пожилые. Их фотографии освящены величием и красотой их подвига. Две из них - Нина Цыбизова и Евдокия Пикулина - положили свои молодые жизни на алтарь Победы. Посещая музей, каждый склоняет свою голову перед величием этих героинь.

В музее оформлена большая экспозиция «Этнография жителей Кадома и уезда». Это предметы домашнего обихода, быта труда, одежды. Жители Кадома живо интересуются историей своего города, по возможности, помогают формировать и пополнять фонды. Так, летом 1996 года кадомский любитель-рыбак Рахманин на реке Мокше в районе с.Верки зацепил и вытащил на берег тяжелую кость неизвестного животного. С ней он пришел в музей. Сейчас фрагмент скелета мамонта вызывает большой интерес у посетителей музея. Он послужил основой для создания экспозиции «Древний период жизни на кадомской земле». В экспозицию вошли найденные на кадомской земле каменные топоры, каменные наконечники, стрелы, костяные проколки, статуэтки, черепки посуды и т.д.

Много материала накоплено в музее по истории Кадома-города, Кадома-крепости. Экспозиция начинается паспортом города. Публикация Д.И.Батманова «Город на горе» дает первое представление о Кадоме. В его статье «Осень 1670 года» рассказывается о том, как разинцы побывали в Кадоме. На выставке вооружение крестьян и царских войск: сабли, пушечные ядра, булава, дротик, наконечники к копьям, картосхемы движения войск Разина и царских войск, челобитная к царю кадомских жителей и т.д.

Широко представлена в музее экспозиция «Кадомское кружево, вышивка, ткачество». На ней можно увидеть экспонаты всех видов вышивки: типы строчки, вышивка по филе, полотно, плетение кружев на коклюшках и крючком, прекрасно выполненная работа на старинных поневах, кушаках, полотенцах. Здесь же можно познакомиться с мастерицами, победителями областных и республиканских конкурсов: Бельдиной, Большаковой, Шиняковой, с их дипломами и работами. Увидеть мастерство Т.А.Листратовой, А.И.Соколовой, А.Ф.Ржевкиной и многих других. Эта экспозиция знакомит посетителей с историей кружевного промысла в Кадоме поэтапно: школа кружевниц (1910 г.) - вышивальная артель «Пробуждение» - швейная фабрика «Пробуждение», а затем фабрика «Кадомский вениз».

В музее накоплен значительный материал по теме «Народное образование в Кадоме». Экспозиция начинается публикацией Д.И.Батманова «Церковно-приходские» и знакомит посетителей с документами об образовании в гимназии, школах всех степеней, ремесленного училища, педучилища. Здесь же можно увидеть старинные учебники, тетради, требования к учащимся, правила поведения, образцы делового письма, циркуляры, фотодокументы, альбомы, фотографий преподавателей, награжденных званиями «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель».

Особой гордостью музея является стенд, посвященный ученым, выходцам из Кадома:

  • М.А.Аматов - доктор математических наук
  • A.M.Анфимов - профессор, историк
  • С.Я.Батышев - Герой Советского Союза, академик
  • А.И.Батышев - доктор технических наук, профессор
  • Н.В.Богданов - писатель, член Союза писателей
  • В.А.Завьялов - автор книги «Основы радиотехники»
  • А.А.Васильев - один из первых авиаторов России
  • В.И.Криков - профессор, автор книг
  • М.Г.Органов - доктор геологических наук
  • Н.М.Харламов - один из ведущих авиационных конструкторов
  • И.В.Терещенко - автор нового сорта клевера «Красный Кадомский»
  • Н.Н.Черменский - историк Н.Н. Грибков - учитель-краевед
  • Г.М.Прокофьев - Герой Советского Союза
  • и другие.

Работники музея поддерживают связь со многими учеными, краеведами, поэтами. В соавторстве с рязанским краеведом Н.Органовой подготовлено и напечатано несколько статей в 15 томе «Рязанской энциклопедии».

Много информации несет экспозиция «Мокшанская судоверфь». В историю Кадома вошла баржа - Мокшанка. Это речное плоскодонное судно большой вместимости для перевозки продовольственных товаров, имело закрытый трюм. Первоначально они изготовлялись топором (пил еще не было) Строительство этих барж велось на мокшанских пристанях Кадома и при селах Котелино, Решетовка, Чермные. Строительство продолжалось до конца 19-го века. Кадомские купцы возили на них товары от Астрахани до Нижнего Новгорода по Мокше, Оке и Волге. Второе рождение судоверфи было в 1933 г. Судоверфь производила большегрузные баржи для эксплуатации их на Оке и Волге. Ответственное задание Комитета обороны страны выполняла судоверфь для нужд армии в годы Великой Отечественной войны. Основной костяк рабочих и инженерно-технических работников в годы войны был забронирован. Тогда же при судоверфи было организовано ФЗУ.

В музее имеется коллекция картин кадомских художников. Собраны материалы на религиозную тему (фотодокументы, иконы, книги и др.). Подобраны тематические коллекции: «Камень, дерево, металл, пластмасса, стекло...», «Нумизматическая коллекция», «От лучины до электричества», «Кадомские спортсмены».

В музее имеется старинная мебель, музыкальные инструменты, много альбомов, отражающих жизнь Кадомского детского дома и детских садов. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами.

В 1991 г. музею присвоено звание народного.

Кадом идет к своему 800-летию. Много героических и трагических событий прошло за это время. Собрать, осмыслить, довести до посетителей этот огромный материал - стремится Кадомский народный историко-краеведческий музей.

Л.Н.БАТМАНОВА,
директор Кадомского историко-краеведческого музея до 2005 г.

Фотографии с сайта www.veniz.ru


Дополнение к информации о Кадомском народно-краеведческом музее.

В 1900 г. Кадом ходатайствовал перед правительством о разрешении открыть в Кадоме ремесленное училище. Было получено разрешение об открытии низшей ремесленной школы. Государство ассигновало под училище 20 тыс. рублей. В 1903 г. закуплено оборудование на Нижегородской ярмарке. К училищу была сделана пристройка под мастерские. Позднее мастерские принадлежали техникуму и пустовали. В 1951 г. проведен капитальный ремонт мастерских с реконструкцией. В декабре этого же года открыт кинотеатр. В 1998 году кинотеатр закрыт. В 1999 г. здание кинотеатра передают Кадомскому народно-краеведческому музею.

Л.М.МУХИНА,
директор Кадомского народно-краеведческого музея.
Ноябрь 2005 г


Кадомский краеведческий музей

Основанный в 1989 году, он расположился в одной из комнат бывшего райкома комсомола, а затем переехал в бывший кинотеатр, заняв более трёх сотен квадратных метров. В 1991 году получил статус народного.

Прямо с порога в первом зале посетителей встречает главная достопримечательность — недавно обнаруженный зуб мамонта. Лежит он за толстым стеклом, и сделать его фотографию без бликов не удаётся даже профессионалу. Проще так полюбоваться диковинным размером — в ведро не влезет. Здесь же на соседней витрине выставлены все артефакты — свидетельства жизни древнего человека, которые были обнаружены на знаменитых кадомских холмах. Довершает экспозицию первого зала стенд-раскладушка: подборка фотографий с сюжетами мегаполоводья 2012 года и водных катастроф предыдущих лет и эпох. В музее можно обнаружить целое семейство самоваров разного калибра и формы, старинных утюгов, мер и весов — от фунтика до гири, мебели и посуды, денег, оружия, одежды. Отдельные экспонаты можно потрогать: иначе не поймёшь, насколько тяжело было ратникам размахивать мечом, хозяйке гладить неподъёмным утюгом или как был устроен старинный безмен.

В последнем зале собраны иконы. Среди них икона Иоанна Предтечи — дар музею от дочери автора иконы Василия Васильевича Никулина. Многие образа попали в музей будучи спасены жителями Кадома и окрестных сёл в эпоху разграбления храмов. Выставку дополняет подборка фотографий начала XX века: на одной из них запечатлён момент взрыва храма, где шпиль колокольни уже накренился и мгновение спустя рухнет. Часть экспозиции посвящена советскому периоду: можно постучать в пионерский барабан и поупражняться в исполнении призыва на горне. Тут же вышедшие из обращения деньги, фигурирующие сегодня разве только в старом добром советском кино трёшка и червонец.

Старинный кадомский вениз найдётся только здесь — это особая техника вышивки, визитная карточка Кадома. К слову, название вениз происходит от Венеции. Этот тип рукоделия возник в Кадоме ещё в эпоху Петра I, который указывал знати носить одежду, богато украшенную кружевом. Учитывая дороговизну брюссельского и венецианского кружев, за которые приходилось платить золотом, государь настоял на обучении технике плетения кружев российских монахинь. Так в Кадомский женский монастырь из Венеции выписали нескольких рукодельниц, обучивших кадомчанок заморскому искусству. Те же пошли дальше: быстро освоив плетение кружев, они усилили работу игольной вышивкой. По одной из версий возникновение шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом связывают с абсолютно случайным обстоятельством. Пожилые мастерицы рассказывают, что однажды местная помещица, наведавшись к знакомой, увидела накомодник и полотенце с кружевом по сетке и вставками, вышитыми венецианским швом. На вопрос, откуда, хозяйка призналась, что сделала это сама вместе с сестрой. Обеих помещица пригласила к себе в имение для обучения крестьянских девочек шитью кружев. Так, по рассказам, и возникло знаменитое кадомское игольчатое кружево. Изделия и сегодня уникальны: каждая — штучный товар ручной работы, на создание которого уходит от недели до нескольких лет. Правда, предприятие «Кадомский вениз» переживает сегодня не самые лучшие времена.

От экскурсовода можно узнать и о чудотворных иконах, которые находятся в православных храмах Кадома и деревень Кадомского района. Так, в селе Игнатьево, что расположено в шесть километрах от районного центра сохранилась почитаемая местными жителями икона Николая Чудотворца. По сохранившемуся устному преданию, образ ещё в незапамятное время явился среди села на болоте и оттуда торжественно был перенесён в Приходскую деревянную церковь. В 1777 году шацкий воевода Данила Лопатин, благодарный Святителю за какое-то благодеяние, кроме того что украсил чудотворную икону среброзлащённой ризой и венцом с камнями, построил нынешний Рождество-Богородицкий храм. Чудотворной считается «Страстная» икона в селе Енкаеве, что в 12 километрах от Кадома. Так, по легенде, «однажды во время разлива речки Ермиши в селе один дворовый человек помещика Нестерова по имени Иван случайно увидел плывущую по воде неизвестно куда и откуда «Страстную» икону Божией Матери. Он вынул её из воды и принёс к помещику. Нестеров приказал поставить её на воротах господского дома. Здесь вскоре от неё получили исцеление один слепой и несколько расслабленных. После этих чудесных событий «Страстная» икона была перенесена в Благовещенскую Енкаевскую церковь. С тех пор она уже более ста лет почитается как явленная и чудотворная».

Людмила Рубцова и Алексей Водорезов,
mediaryazan.ru

Рейтинг@Mail.ru