RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Любительский театр с. Восход

Любительский театр в c. Восход Кадомского района существует больше века.

— Более ста лет назад земский врач Григорий Органов организовал в нашем селе любительский театр, — рассказывает многолетний руководитель народного коллектива Михаил Протасов. — В нем играли сельские учителя и крестьяне, врачи и агрономы. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один день. В селе практически каждый житель или поет, или танцует. А уж творческий стаж наших артистов исчисляется не одним десятилетием. Татьяна Беретарь — 12 лет, Марина Беретарь — 15, Георгий Пасупин — 19, Любовь Тихомирова — 23 года. На международном театральном фестивале «Успех-2008» театр получил диплом I степени, а «бабушка» нашей сцены, Любовь Тихомирова, была признана лучшей актрисой.

Михаил Протасов — сельский учитель в третьем поколении. А еще он вместе с Мариной Беретарь, тоже потомственной сельской учительницей, руководит удивительным любительским театром, который больше века существует в Восходе, вопреки всем войнам, революциям и прочим социальным потрясениям, которых всегда в России было хоть отбавляй!

Феномен этого сельского театра стоит того, чтобы на нем остановиться особо. Здесь любительство принципиально. Ни одного профессионального культработника более чем за сто лет. Практически все они родились и выросли в селе Восход.

На сцене — семьи, династии... И какие профессиональные критерии пригодны, когда в одном спектакле играют дед и внучка, тетя и племянник, мать и сын? Здесь вступают в силу какие-то другие правила и законы. Да разве они только играют? Поют, танцуют, шьют, ткут уникальное полотно, даже помидоры с огурцами засаливают по-особенному. С творческим подходом.

— Сегодня в селе Восход трудности, — рассказывает директор Рязанского областного центра народного творчества Елена Шаповская. — Школу закрыли как некомплектную. А ведь руководители коллективов — театрального и фольклорного — учителя. Михаилу Протасову предложили работу в Сасове. И он согласился. А что ему оставалось делать? На зарплату руководителя народного театра семью не прокормишь. Без своего главного вдохновителя коллектив стал разваливаться. Михаил разрывается между Сасовом и родным селом. Только вот надолго ли его хватит?

Елена Михайловна — человек мягкий. И предпочитает больше рассказывать об успехах. Только изредка прорывается давно затаенная боль за то, что происходит сегодня с народной культурой. Ну не станешь же, в самом деле, говорить журналисту о том, что вместе со школами в рязанских селах уничтожается та самая сельская интеллигенция, которая пока еще вопреки всему сохраняла традиции истинной народной культуры. Он, журналист, и сам это прекрасно понимает.

— К огромному моему сожалению, у нас принято считать культуру частью обслуживающей инфраструктуры, — убежден бывший многолетний директор Центра народного творчества, Заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Рязани Вячеслав Коростылев. — Нечто увеселяющее, стоящее где-то между рестораном и сауной. По этой логике люди, профессионально занимающиеся культурой (музейные работники, художники, артисты, режиссеры, библиотекари), в первую очередь должны исполнять функции обслуживающего персонала. Вполне допускаю, что кому-то эта роль по душе и по призванию... С истинной же культурой дело обстоит гораздо сложнее. Тут ценности измеряются не рублями и даже не долларами, а жизнеспособностью народа, страны, государства. И вот здесь подлинное народное творчество играет роль питательного слоя. Уничтожив его, мы погубим культурный генофонд... И это будет пострашнее любого финансового кризиса.

Тут необходимо небольшое отступление… Центр, который возглавлял Вячеслав Коростылев, на протяжении нескольких десятилетий по крупицам собирал бесценный фольклорный материал Рязанского края. Отыскивал в далеких деревнях еще живые ростки народного искусства. Бережно хранил их и в меру сил, а очень часто — сверх всяких сил, создавал условия для их жизнеспособности. Центр Коростылева был настоящим Домом (именно так с большой буквы) для всех, кто бескорыстно занимался народным творчеством. Песня, театр, народные промыслы — не имеет значения. Здесь с радостью встречали всех. Помогали и словом и делом. Находили возможность поддержать.

Я уж не говорю об огромной научной работе. Работе, получившей высочайшую оценку специалистов с мировым именем. Работе, благодаря которой через столетия наши потомки смогут дотянуться до собственных корней. Единственное, чего никогда не делали в областном научно-методическом центре народного творчества, так это не допускали в свой Дом пошлость, стилизованную под народ. Девушек в размалеванных кокошниках здесь никогда не было. Из принципиальных соображений. Да и из чувства элементарной брезгливости, которую испытывает истинный профессионал.

Уход Коростылева был вполне закономерен. Однако заложенные традиции не прерываются. И сегодня Центр народного творчества продолжает свою созидательную работу. И по-прежнему все, кому дорого истинное народное творчество, находят здесь помощь и поддержку.

...

Ох, как хочется верить, что дедовские таланты в очередной раз прорастут через асфальт чиновничьего равнодушия. И снова будут в Корачарове, Преображенском, Восходе доставать из сундуков домотканые поневы и водить хороводы у околицы. Ведь истинный патриотизм не рождается по указанию начальства. Он — в дедовской жизнестойкости, в талантах народных. Им бы помочь, и, возможно, тогда не было бы необходимости в многолетних поисках национальной идеи. Чего ее искать-то... Вот она, рядом.

Михаил Колкер
«Родной город», №32/2013
mediaryazan.ru

На сцене — всем селом

Чего только не было за эту вековую историю! И в Кремлёвском дворце выступали, и на всю Россию гремели. Видимо, и впрямь уникальна эта земля, рождающая таланты. Ведь в составе театральной труппы за все годы ни разу не было актёра с профессиональным образованием.

Восходские артисты — это сельская интеллигенция, в основном учителя и врачи. Именно они всегда составляли костяк коллектива. А вообще в кадомском селе попасть на сцену всегда мог любой желающий.

Собственный театр тут появился в далёком 1918 году. Первым режиссёром самодеятельного коллектива стал земский врач Григорий Органов. А первой постановкой — «Лес», комедия Островского. С тех пор репетиции не прекращались ни на день. Проблем с творческими кадрами не было. Играть в спектаклях хотели едва ли не все сельчане, а петь да плясать здесь умели издавна.

— Как-то раз один питерский режиссёр спросил у меня, где мы берём актёров для своих постановок, — вспоминает руководитель народного театра села Восход Михаил Протасов. — Я честно ответил: «Прямо с улицы приглашаем». Тогда он в шутку подсчитал, что в нашем селе на каждые шесть квадратных метров один актёр приходится!

Вот и получается, что если даже очень хочется, мимо таланта не пройдёшь.

— Однажды в наше село переехал пенсионер из Пителинского района, — рассказывает руководитель детского отделения восходского театра Марина Дегтярёва, помощница Михаила Протасова. — Его зовут Евгений Николаевич Сорокин. На тот момент ему было 60 лет. Так вот, мы сразу заметили его колоритную внешность. Хоть мещанина может сыграть, хоть дворника. Пригласили Евгения Николаевича в труппу. Он немного растерялся. Признался, что играл только Деда Мороза, да и то в далёком детстве. В итоге же стал любимцем публики.

Сама же Марина Геннадьевна — актриса уже в третьем поколении: её мама и бабушка играли драматические роли. И её сын успешно выступал на сцене. Отец же, Геннадий Михайлович, обладал уникальным оперным баритоном. Потомственная артистка рассказывает, что в своё время он поступал в Московскую консерваторию. А не приняли его только... из-за плохого зрения. Как это, мол, Евгений Онегин или какой другой герой на сцене в очках появятся?

Геннадий Михайлович переживал недолго: приехал в Рязань, окончил истфак педагогического института, вернулся в село Восход и возглавил местную школу. Конечно, творческую деятельность он не оставил, И вместе с восходскими талантами однажды выступал не где-нибудь, а в Кремлёвском дворце съездов. — Это было в шестидесятые годы, тогда мы гремели на всю страну, — говорит Михаил Протасов. — То время можно назвать первым расцветом театрального коллектива.

Второй расцвет — это восьмидесятые годы. Именно тогда при режиссёре Анне Григорьевне Роговой театр получил звание народного. На этот раз добиться успеха помогло обращение к древним традициям. Тогда в селе возродились так называемые посиделки. Это праздник, участие в котором принимали жители с каждой улицы. Объединившись с ближайшими соседями, они представляли на суд жюри старинные обряды, будь то сватовство, свадьба или поминки.

Сначала театрализованные представления в народный костюмах прошли в «Восходе», а потом их не раз повторяли для жителей районов области. Снимать эти праздники даже телевидение приезжало.

Традиция восходских посиделок (или же пеньковских посиделок — по старому названию села) сохранилась до сих пор. Совсем недавно, в начале августа, сельчане продемонстрировали своё искусство в рязанском областном центре народного творчества.

Был у восходского народного театра и третий расцвет, причём совсем недавно. В 2008 году, при нынешнем режиссёре Михаиле Протасове, артисты из Кадомского района стали триумфаторами областного фестиваля «Губернские подмостки». Тогда они получили Гран-при и благодаря этому снова вышли на всероссийский уровень.

Отличились и там. Актёры из рязанской глубинки заняли несколько призовых мест на межрегиональном фестивале любительских театров «Успех-2008». Он проходил в Костромской области.

— Жюри в тот раз было серьёзное, — вспоминает Михаил Протасов. — В том числе присутствовали представители телеканала «Культура». После показа спектаклей был традиционный разбор полётов. Серьёзно критиковали всех. Я очень переживал, что скажут о спектакле нашего театра. Это была известная пьеса Лобозёрова «По соседству мы живём» — комедия о деревенских жителях.

В тот раз кадомские артисты получили лишь слова благодарности. Театральные корифеи так и заявили: придраться рады бы, да не к чему. Грамоты же, которые были вручены восходским актёрам, подписал председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

Успех на «Успехе-2008» имел продолжение. В Костромской области Михаил Протасов и Марина Дегтярёва познакомились с преподавателем актёрского факультета Международного славянского института. И в итоге Александр Гребёнкин, который также руководит собственным театром, решил привезти в Восход своих студентов. В последнее время телекомпании часто снимают сериалы о жизни русской деревни. А значит, молодым актёрам полезно познакомиться с деревенским бытом.

— Некоторые из ребят, которые тогда приезжали к нам, в сельской местности никогда не были, — замечает Михаил Николаевич. — Многое их удивляло. В том числе то, что деревенские жители постоянно пытались их чем-то подкормить: и мясом, и молоком. Да и вообще деревня оказалась совсем не такой, какой они представляли её по кино...

К сожалению, сегодня от большого успеха народного театра остались только воспоминания. Дело в том, что в Восходе закрыли школу, а Михаил Протасов и Марина Дегтярёва были учителями. И получилось, что театральные руководители остались без основной работы. Им пришлось переехать в Сасово, где нашлись новые места.

Между тем Михаил Николаевич старается не бросать свой театр. По крайней мере дважды в месяц он бывает в местном Доме культуры. Но, признаётся режиссёр, всё это уже не то. Главная проблема: в селе не осталось молодёжи. А многим нынешним артистам за 70.

Терять то, что создавалось почти столетие, больно, обидно, попросту неправильно. Но возродить народный театр на его исторической родине вряд ли получится. А вот в крупном райцентре вроде Сасова вполне возможно. Конечно, в этом случае всё придётся начинать с нуля. Но ведь сумел же земский врач Григорий Органов создать самодеятельный коллектив сразу после революции...

Елена Сухова
«Панорама города», №38/2013
mediaryazan.ru

Рейтинг@Mail.ru