RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Праздник «Авсень» с. Восход

Авсень в Восходе праздновался всегда. И даже в те времена, когда Восход именовался по-другому: Полтевы Пеньки. Такое название село получило в незапамятные времена, а точнее, в 1617 году, когда село Пенки было пожаловано во владение воеводе Василию Полтеву за то, что сей храбрый воин сохранил верность царю Михаилу Федоровичу Романову, когда польский королевич Владислав с немалым войском выступил против Москвы. С той поры село неоднократно меняло владельцев (ими были и князья, и бароны, и прочие аристократы), в результате чего в 1880 году крестьяне, посовещавшись на сходе... выкупили большую часть села в общинное владение.

От названия села жители его имели не слишком благозвучную кличку: “пенькари”. Во времена колхоза, а именно, в 1966 году Полтевы Пеньки порешили переименовать в “Восход”. Звучало новое название, вроде бы, современно, да и надеялись “пенькари” избавится от прилипшего накрепко прозвища. Зря надеялись: от “кармы имени” еще никто не спасался, и жители Восхода, как были “пенькарями”, так ими остаются и поныне.

…Начиная со второй половины дня 12 января, и кончая поздней ночью, “авсенькают” в Восходе все, кому не лень. А не лень о-о-о-чень многим! “Авсеньканье” чем-то напоминает колядки, хотя бы тем, что для этого принято рядиться. Группы “авсенькающих” называют “партиями” или “ватагами”. Восход - село немаленькое (оно даже разделено на “концы”: Малая Барщина, Бородок, Погановка, Козловка, Парменовка), и славящие Авсень то и дело шныряют по далеким и не очень его концам.

В большинстве “партии” небольшие, по три, два и даже одному человеку. Так встретился мне (уже в темноте, едва разглядел!) мальчишка в колпаке из фольги, отражающем холодные зимние звезды. Оказалось... сын священника. Значит, получается, и батюшка не слишком противится, в общем-то, языческому обычаю? Или тайком пацан “авсенькал”, собирал по селу гостинцы?

Для меня, а, соответственно, и для Вас, собралась “ватага” побольше”. Что значит - “авсенькать”? “Ватага” идет по улице с веселыми песнями, прибаутками, и стучится в дома тех людей, которых любят и уважают. Поют хозяевам особенную, обрядовую песню (изложу ее сокращенно, так как в ней много повторений):

- Хозяин велит Авсень кликать!
- Да, той Авсень!
Мы по улице пройдем,
И подушки растрясем,
Да, той Авсень!
Мы подушки растрясем и коровку уведем,
Да с теленочком,
Как у месяца золотые рога,
А у солнышка лучи ясные,
Как у Машеньки
Кудри по плечам лежат,
А у Коленьки завиваются!
У нас Коля господин,
Он по горенке ходил, Свою Машеньку будил:
“Вставай, Маша дорогая,
К тебе гости пришли,
Тебе песню поют,
А мне честь воздают!”

(Никто не знает, откуда этот текст, говорят, слышали от стариков, но, без сомнения, со времен воеводы Василия Полтева песня изменилась мало)

Потом хором кричат:

- Авсень просим: подайте рублей восемь! Или целый кошелек: больше мы не просим!

Хозяева одаривают “авсенькающих”, те в благодарность посыпают хозяев зернами овса, риса и пшена. Следом переходят на экспромт, иногда с плясками, иногда с распитием поднесенного магарыча. Особенно в экспромте сильна местная заводила баба Маня: она может буквально на ходу выдумывать частушки (в основном, матерные), и они прямо-таки сыпятся из нее:

- По деревне шел - авсенькал,
Привязал я молоток,
К одной Машке постучали -
Убежал я без порток!
По деревне мы прошлись
Сиженной-засиженной,
Ты пляши, а я не буду,
Поросенок стриженный!
По деревне шли авсенькать -
На конце поухаем,
Если девки не дадуть -
Старухам “за.......”!
Ну, остальное, как говорится, нецензурно...

У бабы Мани я потом спросил: “Что это за зверь такой - Авсень”? Она, в общем-то, замялась, и видно было, что сама не очень-то понимает, кто таков этот Авсень и зачем его кликают (так же, как и никто другой не смог прояснить загадку). Рассказала только:

- Ну, это как праздник. Вроде, как “Дидик”.

- Какой такой “Дидик”?

- А разве не знаешь? А у нас его хорошо гуляли! Он на заговенье, летом бывает, только его у нас уж перестали праздновать. Каждый шел на луг с узелком, а там пирожок, яйцо и сладость какая-нибудь. Приходили - начинали “махать”: яйца кверху подбрасывать - у кого разобьется. У кого разобьется - заставляли есть Потом хороводы, и в игру такую играли: “заинька”. Одна девица в круге, а ее должен поймать парень. Пели: “Ну-ка заинька, горностаинька, ну-ка, заинька, повернись...” Вот, какой праздник был...

- Та что же такое Авсень?

- Так... праздник же!.. Что еще тебе?

В этом, между прочим, смысл любого народного обряда: он будет существовать до тех пор, пока никто (типа меня, к примеру) не мучает людей, в общем-то дурацким вопросом: “А зачем это все нужно?”

Ближе к вечеру появляется больше “партий” ребячьих. Детское “авсеньканье” отличается от взрослого, даже текстом. Малышни поет:

- Авсень, Авсень, подавай рублей!
Или целый кошелек -
Больше мы не спросим!
Подавай - не кусай,
Будет сын Николай,
Отломим немножко -
Будет дочь Хаврошка.
А не дашь нам пышки -
Мы свинью за лодыжки!
А не дашь пирога -
Мы корову за рога!
А не дашь калачи -
Мы старуху с печи!

Хозяева заранее готовятся к Авсеню: запасают сладостей, пекут пирогов, и заготавливают спиртное, да и денежек немножко. Дело в том, что за вечер в один дом может наведаться десять, а тои больше “партий”; вот такая здесь “многопартийная” система! Самый счастливый для малышни момент - дележка “наавсеньканного” добра. По домам они расходятся со внуши-и-ительными такими сумками...

Ну, а напоследок, по традиции, расскажу что думают про этого таинственного Авсеня серьезные (хоть, порой и занудные) ученые. По их мнению, имя Авсень (в разных местах он назывался Овсенем, Говсенем, Усенем) восходит к древнейшему санскритскому божеству Остара. Авсень - некое мифическое лицо, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру. Оно приносит с собой “утро года” - весну. Являясь в сей мир, Авсень открывает путь новому лету, несет из заоблачных стран щедрые дары плодородия, и - как определено божественным судом - распределяет их между смертными. В соответствии с заслугами, блага даруется одним с избытком, а иные лишаются самого необходимого.

Проходит Авсень на Старый Новый год, в праздник новорожденного солнца, то есть в день, когда свет начинает заметно побеждать зимнюю тьму (световой день с этого момента заметно прибавляется). Лет эдак 400 назад на Руси Авсень кликали повсеместно.

Но где же живет Авсень? Ответ будет парадоксальным: в простом рязанском селе Восход... Ведь задумайтесь: если бы не способность “пенькарей” сохранять добрую и старинную традицию, Вы и не узнали бы, что на свете есть такой праздник!

Материал и фотографии с персонального сайта
Михеева Геннадия Александровича
genamikheev.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru