RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Искусство русской вышивки

Искусству русской вышивки присуще богатство традиций. На протяжении веков сохраняя древние орнаментальные мотивы и образы, разнообразные технические приемы, русские вышивальщицы были не чужды восприятию и созданию нового.

Во второй половине 19 века, когда значительно увеличилось влияние городской культуры на художественное творчество крестьянских мастериц, народная вышивка обрела весьма сложные черты. К началу XX столетия наряду с традиционными приемами народного шитья — счетными швами по сплошной ткани, строчевой вышивкой и другими древними техниками — появились крест, тамбур, а также типично городская вышивка по ажурной сетке «филе».

Устное предание относит возникновение ажурной вышивки «филе» и «вениз» к периоду петровских реформ, когда при переходе на европейский костюм в России появился большой спрос на дорогостоящее венецианское и брабантское кружево. Обладая высоким мастерством шитья, русские вышивальщицы быстро освоили изготовление аналогичных, качественных и более дешевых изделий.

Вышивка настилом по тонкой плетеной сетке «филе» вошла в моду в 1780-е годы как разновидность белой строчки. Работая в новой технике, русские мастерицы сохранили в ней прежние, традиционные для строчевых изделий узоры.

Попытки широкого внедрения в крестьянскую среду техники изготовления венецианского игольного кружева («вениз») характерны для 1870-х годов, когда сразу в нескольких селах Тамбовской, Рязанской, Воронежской и других губерний были основаны кружевные мастерские и пункты по приему у крестьянок кружевных и вышитых изделий.

Одним из мотивов создания мастерских и школ по кружевоплетению и вышивке было желание обеспечить молодых крестьянских девушек работой на зимнее время, чтобы в неурожайные годы они не искали заработки в чужих краях и не калечили здоровье, работая на лесных и торфяных разработках. Благотворительная акция содействовала возникновению и развитию в России новых кружевных и вышивальных центров, среди которых уникальный художественный промысел Кадома.

Живописный городок Кадом, районный центр Рязанской области, расположен в 260 км к северо-востоку от Рязани по берегам реки Мокша; ранее входил в состав Темниковского уезда Тамбовской губернии. Кадом впервые упоминается в летописи в 1209 году.

Замечательное искусство кадомской вышивки широко известно работами в технике «филе» и «вениз» (гипюрный шов). Кадомское искусство объединило в себе некоторые особенности западного игольного кружева и орнаменты русской вышивки. В вырезах основной ткани изделия — «окошечках» — с помощью иглы из тонких нитей создается ажурная сетка, поверх которой выполняется плотная вышивка. Композицию формируют геометрически с элементами растительного орнамента на прозрачном ажурном фоне.

Предание связывает появление в Кадоме игольного кружева с приездом в петровскую эпоху в местный женский монастырь венецианских мастериц. Реальная история промысла восходит к началу XX века.

Бесценным источником по истории кадомского промысла стала рукопись Л.И. Вороновой «Кружево Кадома» 1949 года. Автор сообщила важные сведения об искусстве кадомских мастериц по результатам поездки в Кадом летом 1949 года. Она имела возможность получить информацию от непосредственных свидетелей становления и жизни промысла, разговаривала с мастерами, учителями и просто местными жителями. К обобщающим материалам прилагается иллюстративный материал — альбом образцов кадомского шитья первой половины XX века, что позволяет судить об изобразительных особенностях вышивки этого периода.

Исследователь Л.И.Воронова приводит сведения, согласно которым в неурожайный 1904 год помещица М.А.Новосельцева в имении Муханово близ Кадома организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сел. Одним из поводов для его создания стали обнаруженные Новосельцевой у жительницы Кадома полотенце и накидка на комод с вышивкой «филе» и вставками в технике игольного венецианского кружева «вениз».

В созданной в 1910 году в Кадоме кружевной школе-мастерской активно внедрялись образцы ажурной вышивки «филе» и «вениз». Продукция местных вышивальщиц успешно реализовывалась через московские и петербургские магазины, через Русско-английскую торговую палату экспортировалась в Европу, причем в русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта были популярны русские орнаменты. В связи с этим при школе появился небольшой музей крестьянских старинных строчевышивальных изделий и кружев.

Школа-мастерская была организована на средства Попечительства о трудовой помощи, в ее содержании принимали участие Кадомское городское общественное управление и Темниковское земство. Это позволило в 1912 году завершить строительство двухэтажного здания школы, где разместили два классных помещения, две квартиры для учительниц и общежитие для девочек: две спальни, столовая и хозяйственные помещения.

В 1912 году руководителем школы-мастерской была избрана дочь Новосельцевой — Мария Юрьевна Авинова. На 13-й аукционной сельскохозяйственной выставке 1912 года за кружевные изделия и пальто Авиновой была присуждена Большая золотая медаль Моршанского общества сельского хозяйства. Изделия кадомских мастериц экспонировались на местных (в Тамбове и Моршанске) и всероссийских выставках, получали золотые и серебряные медали. Высокий уровень в искусстве кадомских мастериц был подтвержден на Всероссийской кустарной выставке в 1913 году.

М.Ю. Авинова руководила кустарным пунктом женских рукодельных работ до 1925 года. В 1927 году из мастериц-надомниц была организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение». Высокое качество изделий артели сохранялось во многом благодаря деятельности выпускницы Мариинской кружевной школы в Петербурге Пелагеи Васильевны Угрюмовой. Приглашенная в Кадом еще М.Ю. Авиновой, Угрюмова проработала в артели до 1936 года. В 1932 году в Кадом переехали преподаватели Мариинской школы, в 1918 г. эвакуированной из Петрограда в Рязань. Материалы библиотеки Мариинской школы и собранные Угрюмовой образцы для музея помогали кадомским мастерам в поисках новых идей.

Разнообразные изделия Кадомской артели довоенных лет отправляли на экспорт, представляли на крупных выставках: в 1925 году в Париже, в 1927 — в Монца — Милане, в 1936—1937 гг. в Париже и т. д. Ассортимент был широк: воротники и манжеты, блузки, сорочки, комбинации, шелковые шарфы, дорожки, салфетки, скатерти, портьеры, покрывала. Выпускали широкие мерные полосы в технике «филе» для украшения предметов интерьера, узкие для белья. Мерные полосы и вставки «вениз» имели геометрический орнамент, в штучных изделиях преобладали растительные мотивы и сюжетные композиции. Орнаменты народного искусства, в частности рисунки строчевых вышивок, широко использовались в искусстве кадомских мастериц. Откликаясь на события современной жизни, вводили в рисунки советскую эмблематику, однако это направление не прижилось в искусстве изящной вышивки.

Годы войны оказались разрушительными для Кадомской артели «Пробуждение». Изделия первого послевоенного десятилетия отличались скудным ассортиментом и низким художественным уровнем. Искусство «вениза» было почти забыто. Однако кадомским мастерицам удалось сохранить высокий технический уровень вышивки «филе». В творческом союзе с художниками «Вышкружсоюза» они создавали уникальные выставочные изделия. Так, в 1948 году на всесоюзной выставке изделий мастеров художественной промышленности в Москве было представлено панно В.В. Грумковой «Союз нерушимый» (1947), выполненное традиционными для кадомского промысла декоративными швами по крупной плетеной белой филейной сетке.

Возрождению промысла способствовало внимание и помощь НИИ ХП. В 1956 г. предприятие было оснащено вышивальными машинами, которые несколько удешевляли и делали более доступной массовую продукцию промысла. С помощью машин выполняли узорные мережки, перевив сетки, простейшие узорные разделки строчевой вышивки. Трудоемкая ручная работа применялась лишь для изготовления уникальных выставочных произведений.

В 1950-х годах художники Екатерина Васильевна Шембакова и Зинаида Ивановна Бондаренко сумели обогатить традиционную кадомскую вышивку новыми мотивами. На республиканской выставке в Москве в 1957 году Е.В. Шембакова и З.И. Бондаренко получили Диплом Министерства культуры второй степени за изделия в технике «филе». На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году экспонировались занавес Е.В. Шембаковой, скатерть и занавес З.И. Бондаренко. За свои произведения З.И.Бондаренко была награждена серебряной медалью.

1970-е годы отмечены в истории промысла обращением к почти забытому «венизу». Вместе с Е.В. Шембаковой изделия с «венизом», дополненным «строчкой» и «росписью», создавали Алевтина Николаевна Петрунина и Валентина Николаевна Кузнецова. Символом возрожденного «вениза» стал комплект А.Н. Петруниной «Звездное небо» (1982), впервые представленный в Москве на выставке, посвященной 60-летию СССР.

Тонкое изящное искусство кадомской вышивки стало востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма — воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера, выставочные панно и другое находят себе достойное место в современной жизни. Сохраняется высокое мастерство в создании предметов в технике «вениз» и «филе», с их четко выраженной контрастностью рисунка и воздушного фона, но «вениз» имеет более разреженный орнамент, «филе» более плотный рисунок на ажурном фоне.

Большое разнообразие отличает художественные идеи молодых авторов и прежде всего Ольги Александровны Грачевой. Грачева часто обращается к литературным образам. Ее панно «У Лукоморья» получило приз зрительских симпатий на Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования» в 1999 году, а годом раньше панно «Успенский собор в Рязани» того же автора было удостоено 1-го места и Диплома.

В 2002 году Кадомский промысел отметил 75-летие со дня основания и 100-летие ручной вышивки кадомский «вениз». Организованная 5 апреля 1927 года промыслово-кооперативная артель «Пробуждение» в 1960 году преобразована в фабрику «Пробуждение», а в 1998 — в производственный кооператив «Кадомский вениз». С 1987 г. коллектив предприятия возглавлял заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ Николай Дмитриевич Ренин. В условиях рыночных реформ ему удалось не только сохранить, но и обеспечить дальнейшее развитие уникального народного промысла, вернуть ему былую славу. Чувство патриотизма и любви к своей родной земле помогает коллективу ПК «Кадомский вениз» сохранять и успешно развивать художественные традиции кадомской вышивки: культуру рисунка, технологию изготовления и безупречное техническое мастерство исполнения изделий ручной вышивки. Подтверждение тому — новые успехи и новые награды кадомских мастеров на выставках народного искусства у нас в стране и за рубежом. Все это позволяет надеяться на дальнейшую успешную творческую жизнь кадомского промысла.

О.А.КОЗАДЕРОВА

Статья и фотографии с сайта
Союза художников России
Журнала "Художник"

Рейтинг@Mail.ru