RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Троицкий Собор

Наш Кадом в старину был украшен множеством церквей. Строились они в большинстве своем либо на старинных основаниях, либо на местах покинутых татарских мечетей. Чьими трудами и на чьи средства они возводились, нам точно неизвестно. Но без помощи и тщания благодетельных кадомских купцов И.И.Буренина, Ф.Ф.Андронова, Рожнова здесь, без сомнения, не обошлось.

Особенно красив был центр города с его монастырскими храмами и городскими соборами. Их блестящие купола как бы врезались в небо и плыли-плыли в золотом мареве, сливаясь с безбрежностью, отражаясь в сверкающей мокшанской воде.

Соборная церковь Троицы была сооружена в 1748 году у подножия Вознесенского холма, называемого ныне Кадомской горой. Собор считался холодным, так как служба в нем проводилась только два раза в год в теплое время: весной - на праздник Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, и в августе - на Успение. Иногда осенью, после окончания сельхозработ, когда Димитриевский собор не управлялся со свадьбами, и в нем венчали молодых.

Архитектура собора отличалась необыкновенностью. Каменный одноэтажный, в два света, с пятью куполами из белой жести, увенчанными златоглавыми крестами, под шатровой крышей, он представлял собой тип древних построек. Выстроен был квадратным четырехугольником на старинном основании - на месте бывшего деревянного храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца. Это доказывала грамота, хранившаяся в то время в соборе. Вот что в ней значилось: «Даны сенные покосы священнику соборной Кадомской Покрова Пресвятыя Богородицы, да Николая Чудотворца церкви, Алексею Савинову, да дьяку Василию Алексееву, да дьячку Тимофею Алексееву, 1622 года февраля в 3 День, по Указу царя Михаила Федоровича... К грамоте Кадомский воевода Василий Яковлевич Чичерин печать свою положил». Царь Михаил Федорович, правивший с 1613 по 1645 год, - родоначальник династии Романовых. Это доказывает и архивная запись из «Известий Тамбовской ученой архивной комиссии», где в «Книге окладная монастырям и церквам и часовням Шацкого города и Кадома и всея Шатския и Кадомския Десятины...» повествуется следующее: «Церковь Пресвятыя Богородицы честного славного ея Покрова, в приделе Николая Чудотворца в Кадоме городе, на посаде, в Покровской слободе - соборная...»

Надо полагать, что когда эта деревянная церковь пришла в ветхость, на ее месте наши предки и соорудили Троицкий собор, взметнувший свои шатровые главы вширь небес. Престольными праздниками в нем стали Пресвятая Троица и Успенская Божья Матерь.

Колокольни при соборе не было. При входе в храм, на паперти, высоко у потолка висел сигнальный колокол. Служил он для подачи сигнала о начале богослужения звонарю Димитриевского собора, который ударял в знаменитый громко-гласный кадомский колокол, созывая православных в Троицкий собор. Священником в последнее время был Александр Бобров, помогал ему сын Александр, оба они были в тридцатых годах репрессированы.

Территория собора была обнесена оградой, с красивыми столбами и воротами с западной стороны для входа. Кругом - зеленая растительность, цветы. В солнечную ясную погоду этот ансамбль блистал золотым изваянием крестов, в праздники благоухал зеленью. Выглядел великолепно.

Троицкий собор располагал богатыми иконоросписями. Иконостас в правом приделе - старинный, сплошь вызолоченный, гладкий, с изображениями различных арабесок по густому левкасу. Иконы в нем, все до одной, были древнего греко-русского письма. В левом же приделе иконостас уже более поздней работы, с обволоченной резьбой и живописью в итальянском стиле. Из древних икон указывались следующие: 1) Спаса нерукотворенного (длина 1 арш. 9 вершков, ширина 1 арш.), считавшаяся чудотворной более 100 лет; 2) изображение Божьей Матери Тихвинской; 3) изображение Божьей Матери Донской - обе одинакового размера с первой иконой. Эти три иконы поступили в собор после пожара деревянной Сергиевской церкви, стоявшей когда-то на бывшем Безымянном кургане между Вознесенским холмом и Кокуем и сгоревшей от грозы. С ними была еще одна замечательная икона - Сергия Чудотворца, но она пропала. По преданию, эти иконы были найдены на второй день после пожара в пепле невредимыми.

Ценность церкви представляло Евангелие в серебряном густовызолоченном окладе, с черневыми изображениями Воскресения Господня и четырьмя Евангелистами, в пуд весом, длиной 1 аршин, шириной 11,5 вершка, напечатанное в 1759 году. Как утверждает известный краевед прошлого столетия Николай Рейтаров, это Евангелие пожертвовано храму «Еленою Гавриловою Дьяконовою, по обету жены, канцеляристской вдовы, 1786 года, сентябрь 12 дня». Так значится в подписи в конце Евангелия; здесь же указана и ценность оклада в 610 рублей 24 копейки. Сверх того, по борту и загибу оклада находится резная надпись: «В память храмоздателей подписал Кадомской соборной Троицкой церкви Феоктист Петров для вечного поминовения мужа ея Ивана и свекра диакона Никитою». В ризнице хранились старинные, сделанные из олова церковные принадлежности - потир с дискосом, звездица, лжица, блюдце, ковш. Все эти богатства собора до нас не дошли.

В тридцатых годах Троицкий собор был закрыт. Его обезглавили, поснимали купола, кресты, убрали сигнальный колокол, все ценное растащили. А помещения приспособили для различных хозяйственных нужд. Вспомнить страшно, чего в нем только не творилось. В шестидесятых годах храм подвергся разрушению. Громили его на глазах опечаленных кадомчан. Начали с крыши, а когда дошли до стен, поневоле остановились - они не поддавались. Умели русичи строить! Пришлось ограничиться полуразрушенным. Вновь соорудили крышу, залатали стены, переоборудовали все внутри: поставили межэтажные перекрытия, настелили полы. Двухсветный храм стал Двухэтажным. И с тех пор в нем размещается швейно-вышивальная фабрика «Пробуждение». (В настоящее время «Вениз»).

Жаль, что не дошло до нас это древнее замечательное архитектурное сооружение. Здание изменилось, нет уж в нем прежней красоты: многое проиграло без золотистых куполов и крестов. Хорошо еще то, что в нем чистые женские руки плетут свою кружевную карусель. В музее можно повидать почти столетней давности фотографию известного кадомского фотографа Н.Д.Пашина, мастерски запечатлевшего тот Троицкий собор.

В работе над очерком использованы материалы из Тамбовских и Мордовских архивов, а также повествование уважаемого старожила Кадома Александра Степановича Спирина, умело и подробно рассказавшего о 70-летней истории знаменитого храма. Александр Степанович - воспитанник одной из церковно-приходских школ города, с раннего детства был привержен к церкви, до старости пел в церковном хоре, а в последнее время и руководил им. Сердечно благодарю его за душевную беседу.

А все вместе давайте поблагодарим свежий ветер перемен, что позволил воскресить в памяти народной неподражаемое творение русского зодчества XVIII столетия, ценный исторический памятник родного Кадома.

краевед: Е.С.ТЕПЛОВОДСКАЯ

фотографии с сайта
www.temples.ru

Рейтинг@Mail.ru