RSS лентаВерсия для печатиКарта сайтаПоиск по сайту

Последствия татаро-монгольского нашествия в Кадомском крае

Во время татаро-монгольского нашествия Кадомский край подвергся новому испытанию. В русских летописях говорится о завоеваниях, которые лежали на пути ордынцев к Рязани, в том числе Кадомского края, лишь в 1239 году, когда начался уже большой поход Батыя на запад.

Однако иностранные авторы утверждают, что татаро-монгольское нашествие случилось в эти края раньше. Так, Рашид Эд-Лии сообщает, что «по завоевании камских болгар в 1236 году сыновья Батыя — Урда и Берка напали на мокшу и буртасов и в малое время овладели ими». Эту же дату называет и венгерский монах-путешественник Юлиан.

После покорения татарами мордва, как и все другие завоеванные народы, стала нести военную службу на стороне татар и участвовала во всех их завоевательных походах, о чем не раз упоминали русские летописи. Так, на стороне ханского войска мордва выступала в 1319 году во время похода татар на Тверь и через 20 лет участвовала в походе хана Узбека на Смоленск. Предводителями мордовских воинов во всех походах были свои князья. В 1377 году во время битвы на реке Пьяне князи мордовские тайно известили татар о расположении русских дружин, за что нижегородцы разорили мордовские земли, «множество же живых лучших взяли в плен».

Однако эти сведения не дают основания считать, что все мордовские племена смирились с господством татар и безропотно сносили иноземное иго. Немало мордвы укрывалось в лесах, снова возвращаясь к охоте и звероловству.

Видимо, с подобными поселениями познакомился австрийский посланник Герберштейн, посетивший Россию в первой половине XVI века, в книге «Записки о московских делах» пишет: «Мордвины живут в селах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются звериным мясом и медом, изобилуют драгоценными мехами; это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они замечательные пехотинцы, отличаются своими длинными луками и опытностью в стрельбе».

В XIII веке татарские феодалы-кочевники, искавшие хорошие пастбища для своего скота, начали закреплять за собой земли в Мещере и оседать на них. В 1298 году один из татарских князей Ширинских, Бахает Усинов сын, захватил территорию на Цне и нижней Мокше и создал свое небольшое княжество. Но оказался под сильным влиянием живущего рядом русского населения, так что родившийся у него сын Беклемиш принял крещение и стал зваться Михаилом. Он построил церковь в Андрееве-городке и крестил там своих людей. Где был этот Андреев-городок, пока не выяснено. Одни историки предполагают, что он находился в Кадоме на Преображенском холме. Другие считают, что он располагался близ города, на месте нынешнего села Преображенка.

Внук Беклемиша-Михаила, Юрий Федорович, стал известен как храбрый воин. Во время Куликовской битвы он выступал со своим полком на стороне Дмитрия Донского и пал на поле боя.

Дмитрий Донской купил северо-восточную часть Мещеры у крещеного мордовского князя Александра Уковича и в 1382 году, заключив с рязанским князем Олегом* письменный договор, в котором точно устанавливались границы обоих княжеств в Мещере. Кадомский край закрепился за Москвой.

Впоследствии, принимая к себе на службу ордынцев, московские князья давали им поместья преимущественно в Кадомском крае. «А мещерская земля — в нашем государстве, — объясняли они иноземцам, — и тем местом жалуем мы царей и царевичей, и они на тех местах на нашем жалованьи живут и ныне служат».

Благодаря этим служилым людям, возникли в Мещере татарские поселения, а при Иване III образовалось целое Касимовское царство.

В.Г.МИЛОВАНОВ
Кадомский край. Рязань 1994 г.

Рейтинг@Mail.ru